Наука
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
________
Загидуллин Р. Р., д-р техн. наук, профессор УГАТУ
Фролов Е. Б., д-р техн. наук, профессор МГТУ «СТАНКИН»
В последнее время очень часто слышатся тревожные выводы о провале подготовки инженерных кадров для промышленности, в частности для машиностроения. Анализ причин показывает, что эта проблема является многофакторной, но можно выделить ее основные аспекты, что и представлено в данной статье.
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Со стороны профессорско-преподавательского состава (ППС) практически всех вузов в последние годы можно услышать, что основная проблема кроется в неправильном перераспределении бюджетных средств между отраслями. Фразы «нам недоплачивают», «высокая нагрузка», «принцип остаточного финансирования» можно встретить в каждой второй статье, посвященной проблеме высшего образования. При этом виновниками плохого финансирования принято считать как руководство страны, так и министерства. Но анализ этой проблемы под названием «принцип остаточного финансирования» показывает, что и руководство страны, и министерские чиновники в этом не виноваты. Проблема становится прозрачной, если взглянуть на это с точки зрения экономики.
Дело в том, что в РФ очень низкая, по сравнению с ведущими странами, производительность труда — в 3…5 раз ниже, чем в передовых странах. При этом надо отметить, что эта нелицеприятная особенность была характерна и в пору СССР, и в царской России, несмотря на экономические реформы как начала века, так и в пору индустриализации СССР. Правда, ВВП страны в некоторые периоды времени рос достаточно динамично, но эта динамика оценивалась относительно низкой стартовой точки. В настоящее время номинальное значение ВВП в РФ (на душу населения), по оценке различных организаций (международного валютного фонда, всемирного банка, организации объединенных наций), составляет весьма небольшое значение — мы находимся, по оценке указанных организаций, на 55–61-х местах, уступая по номинальному значению ВВП: США — в 6 раз, Японии — в 4 раза. А от таких стран, как Люксембург (1 позиция в списке), Ирландия (2-я позиция) и Швейцария (3-я позиция), мы отстаем в 9…11 раз. То есть бюджет РФ оставляет желать лучшего. Естественно, что в РФ профессор получает заработную плату в разы меньше, чем в указанных выше странах. При этом надо учесть, что в силу неблагоприятной политической во все времена для РФ (и для царской России, и для СССР) составляющей, стране приходится при распределении бюджета на вооружение тратить несколько больше, чем хотелось бы. Но уроки как Первой мировой войны, так и Второй, а также текущее положение показывают, что независимость и обороноспособность являются гарантами дальнейшего существования нашего государства.
Естественно, что при малом номинальном бюджете и указанных выше факторах политического характера финансирование высшего образования (как и здравоохранения, социальных институтов) по определению не может быть высоким.
Руководство СССР с этой проблемой справлялось весьма оригинально — была создана уравнительная система, когда врач и инженер получали примерно одинаковую зарплату. В то же время хорошие специалисты (даже рабочие) и ППС, а также академические работники с научными степенями получали заработную плату больше, иногда в 3 раза, нежели врач, школьный учитель или инженер, то есть была некоторая дельта, которая закладывалась в бюджет для таких целей. Остепененный корпус ППС, по сравнению, например, с 1971 г., вырос на порядок, но номинальное значение ВВП и производительность труда в этой же пропорции, увы, не выросли. Так откуда же возьмется высокий уровень заработной платы?
Таким образом, мы видим, что причины неудовлетворительного финансирования высшего образования носят не субъективный, а экономический характер.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Бытует мнение, что в России работать не умеют. Так ли это на самом деле? Как ни странно, не все так просто. Начиная с 1982–1983 гг. промышленность СССР взяла курс на инновации. При этом так много, как сейчас, об инновациях не писалось и не говорилось. На предприятиях машиностроительного профиля практически повсеместно внедрялись промышленные роботы и средства автоматизации. При этом передовое оборудование, новую технику чаще всего проектировали сами же предприятия. Образцы новой техники, конечно же, уступали аналогам ведущих мировых держав, но были вполне работоспособными и повышали как уровень автоматизации производства, так и основной показатель — производительность труда. Новую технику проектировали не только предприятия, вузы и НИИ. Очень часто дипломные проекты студентов мало чем отличались от результатов профессиональных конструкторов и технологов. Этот бум продолжался до 1987 г. В 1987–1989 гг. вторая волна пресловутой перестройки существенно затормозила развитие страны в области инноваций. В сознание людей стали внедрять иные ценности. Дух стяжательства, легкой наживы приобрел массовый характер. Менялось руководство страны и вся система управления. В результате после распада СССР в 1991 г. страна оказывается в стоянии политического и экономического коллапса. Шоковая терапия в экономике практически полностью ликвидировала многие очень важные отрасли промышленности. В настоящий момент мы практически не имеем своей электроники. Предприятия, которые выпускали металлорежущие станки [1], либо прекратили свое существование, либо, как это можно видеть сейчас, превратились в небольшие фирмы, которые покупают готовые станки или их элементы в третьих странах (системы управления все же приобретаются чаще у фирм Siemens, Bosch, Fanuc), потом делается кабинетное ограждение, на котором потом рисуется логотип этой маленькой фирмы.
Падение промышленности привело к адекватной реакции экономики в целом и социума — упал спрос на инженеров, так как с исчезновением предприятий и отраслей исчезла потребность в инженерных кадрах. Зато у населения повысился спрос на гуманитарные специальности, которые, конечно же, нужны, но не в таком количестве, поскольку труд философа не способствует росту производительности труда в той же мере, как труд инженера. Кроме того, учиться гораздо легче, ведь сопромат или основы электротехники сдавать не надо.
Рис. 1. Динамика производства металлорежущих станков Источник: Федеральная служба государственной статистики
А как обстояли дела у теперешних лидеров мировой экономики в пору их восхождения на вершины?
В Японии в годы начала экономического роста повсеместно использовались, как ни странно, методы управления, которые повсеместно использовались в СССР в годы индустриализации [2].
.
2. Япония после Второй мировой войны Источник: http://history-doc.ru/90-yaponiya-posle-vtoroj-mirovoj-vojny/
Упор делался в основном на промышленность. Столкнувшись с тем, что производство фонариков для велосипедов не поднимет их благосостояние, они стали учиться у тех, чьи войска еще совсем недавно принудили их к капитуляции. Японские инженеры объездили весь мир в поисках знаний, они были и в СССР, и в США и во многих других странах. И везде впитывали те знания, которые бы в дальнейшем обеспечили повышение производительность и труда и качество выпускаемой продукции. Для страны, которая не шагала «нога в ногу», они внедряли на своих предприятиях методы управления, характерные для СССР 30-х гг., — доски почета, похвалу администрации фирм и весьма небольшие премии и бонусы. И главное — командный дух, дух коллективизма, общины, производственной бригады. И как оказалось впоследствии, на определенной стадии развития все это давало очень неплохие результаты. Выход на мировой рынок не сопровождался рывком, был проведен тщательный анализ требований потребителей на мировом рынке. В результате в самом начале они сделали упор на электронику и автомобилестроение. Первые модели Тойоты были далеко не такими хорошими, как сейчас, но в годы мирового нефтяного кризиса их неприхотливые малолитражки выигрывали у многоцилиндровых бьюиков в стоимости владения. При этом как правительство, так и частный сектор, всячески способствовали развитию передовых предприятий. Банки вкладывали свои деньги в долгосрочную перспективу. В результате мы имеем сейчас там, где восходит Солнце, очень сильного в экономическом плане соседа, страну, с мнением которой считается весь мир.
Рис. 3. Япония. Автоматизация производства Источник: https://ru.wikipedia.org/wik/Автоматизация_производства
Китаю, развитие которого сравнивают с Японией, было немного сложнее, так как пришлось сначала поработать над системой управления, так как в годы правления Великого Кормчего была практически уничтожена любая передовая мысль.
Рис. 4. Китай. Период культурной революции, 1966 г. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хунвэйбины
Но они не стали менять свою систему управления, а методом ротаций руководителей постепенно довели до уровня, который бы обеспечил им внятное руководство и правильный путь — индустриализацию. Постепенно начали поощрять частное предпринимательство. Не сразу, не путем шоковой терапии, а постепенно. Авторы статьи просят обратить на это внимание — постепенно, о чем и говорит Линь Ифу в своей работе [3]. Такая доктрина в СССР была и она называлась НЭП. Но, к сожалению, не прижилась по вине партии, так как у партийной номенклатуры была боязнь, что это приведет не столько к реставрации капитализма, сколько к потере власти. Однако руководство Китая не побоялось это сделать. И что мы сейчас видим? Очень оригинальный вариант капитализма с сильными элементами социалистического управления. При этом, как и в Японии, промышленное развитие Китая началось с электроники. Далее осваивались самые различные области промышленности — от фармацевтики и автомобилестроения до строительства. Китай не делал упор на ямочный ремонт своих дорог. Осознав влияние инфраструктуры на развитие промышленности, он вкладывался в развитие строительных отраслей. В результате производительность труда в строительстве в Китае сейчас на порядок выше, чем в РФ. У них самое большое количество в мире высокоскоростного железнодорожного транспорта.
У нас часто говорят о необходимости адресного финансирования бизнеса. В Китае сделали иначе, — предприниматель, который открывал бизнес в высокотехнологичной отрасли, получал кредит от банка под 1…1,5 % в год. В нашей стране этот процент на порядок больше. При том, что уровень рентабельности в машиностроении априори не выше 10 %.
И все перечисленные новации сделаны в стране, которая всего лишь полвека назад призывала население к уничтожению воробьев ради спасения урожая и битью по голове «профессоров-оппортунистов» бамбуковыми палками. Несмотря на конфуцианские догмы о необходимости финансирования пожилых людей со стороны детей, за 70 лет они постепенно создали очень гибкую и эффективную пенсионную систему, которая постоянно модернизируется, шаг за шагом. Но при этом они не совершали, со времен ухода Великого Кормчего, никаких революций, коммунистическая партия Китая никуда не делась. Партия медленно, но верно, шаг за шагом, словно повернула памятник Мао Цзэдуну на 180о, сказав при этом, что его рука всегда показывала в том направлении, что и сейчас.
Рис. 5. Автопром Китая в наши дни Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Автомобильная_промышленность_КНР
ПЛАВНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Так в чем же причина, почему наш менталитет не позволяет быстро перестроиться под новые условия? И было ли в том же Китае такое же зарегулирование и гегемония бюрократии, как у нас? Как ни странно, было, и не только в годы правления Мао Цзэдуна. Об этих проблемах писал еще Цюй Юань (~343‑279 гг. до нашей эры, Китай) в своих стихах [4]. Так как же это преодолеть?
Есть такое понятие, как последействие [5]. Это когда влияние состояния системы в момент i влияет на ее состояние в момент времени i + 1, то есть для счетных состояний, которые присущи социуму.
Но встречаются системы и без последействия. Либо оно отсутствует, как в вычислительных процессах, либо оно весьма мало, и мы можем им пренебречь. В этом случае мы имеем дело с процессами, которые называются марковскими.
Что это дает для того или иного сообщества, страны? Это дает повод задуматься о том, какой способ регулирования мы собираемся использовать. Если имеет место быть влияние последействия, то регулирование должно быть максимально плавным и описываться монотонной функцией с минимальной величиной ее приращения.
Как это выглядит для управления страной и ее экономикой? Очень просто. Рецепт один — в каждый новый момент времени i воздействие на систему, которая должна перейти в новое состояние, должно быть таким, чтобы оно не порождало сильного последействия в момент времени i + 1.
Что мы сделали на рубеже 80–90 гг. прошлого века? Мы очень быстро «укатали в асфальт» старую систему управления и привнесли новую с ее шоковой терапией в экономике. Помогло? Увы, нет.
Любые кардинальные меры и резкие повороты всегда приводят к последействию системы. После Октябрьской революции возникло два потока миграции — добровольный, на Запад, и принудительный — в Сибирь. Потребовались годы, чтобы поднять промышленность и сельское хозяйство, подготовить новых специалистов, не говоря уже болевом шоке большой части населения. Даже 50…70 %-ное повышение тарифов на отопление в РФ, которое имело место в 2020 г., породило почти во всей стране хоть и небольшие, но стихийные митинги и недовольство, не говоря уже о том, что это очень сильно ударило по пенсионерам.
К сожалению, у нас до сих пор не вытравлен лозунг:
«Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим
Кто был ничем, тот станет всем».
Это не совсем логично. Это означает, что вы должны в состоянии аффекта снести старый дом, покосившуюся, но еще пригодную для жилья избушку, а потом три месяца (или год) в ударном темпе строить новое жилье и спать под открытым небом. Но мы же так не делаем. Так зачем же нам шоковые методы? Где обсуждение каждого нового шага, где плавность в регулировании? Так что последействие — это очень важное свойство системы, а в нашей стране оно выражено очень сильно, и это надо учитывать при управлении.
УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА
Есть такая фраза, которая звучит: «Короля играет свита» (предположительно, Н. Макиавелли). Авторы данной статьи, опираясь на свой многолетний опыт работы в высшей школе, могут высказать почти аналогичное заключение: «Инженера определяют его педагоги».
В эпоху СССР и в начальный период существования РФ, как преемника СССР, корпус ППС всегда отличался профессионализмом. К сожалению, за последние 10–15 лет ситуация несколько изменилась. Старые кадры как носители знания уходят, а молодые не всегда стремятся в вузы ввиду невысокого уровня оплаты труда. А из тех, кто приходит, далеко не все являются специалистами такого же уровня, как те, которые ушли.
Авторы провели несложный анализ в социальной сети Фейсбук. Анализировалась группа численностью около 10 000 человек, в которой обсуждаются вопросы высшего образования. При этом выяснились очень странные вещи:
- а) примерно 30 % состава этой группы просто не знает, что такое производительность труда, хотя даже гуманитарии это должны знать, поскольку об этом писал еще К. Маркс [6]. При этом эти преподаватели со степенью кандидата (или даже доктора) наук рассуждают следующим образом: «раньше нагрузка была 600 часов в год, сейчас она составляет 900 часов, значит, наша производительность выросла в полтора раза»;
- б) примерно 25 % состава анализируемой группы не знала, что такое прибавочная стоимость. Считали, что это просто торговая надбавка;
- в) выборочный анализ публикационной деятельности участников группы показал, что в 90 % случаев доминируют статьи объемом в 2–3 страницы. В большинстве случае эти статьи опубликованы в различных сборниках. В некоторых случаях такие статьи содержат до 35–40 позиций в списке литературных источников, то есть содержательная часть статьи составляет не более 1,5–2 страниц;
- г) в 90 % случаев в этих маленьких статьях не менее трех соавторов;
- д) много статей, которые опубликованы в платных журналах, где практически отсутствует рецензирование.
В последние годы, благодаря слепому подражанию западным школам и усилию российских чиновников от образования, многие преподаватели стали увлекаться наукометрией. Это различные коэффициенты публикационной деятельности — индекс Хирша и т. п. А от наукометрии, как показывает практика, до наукообразия, всего один шаг. В результате преподаватели (не только в нашей стране) занимаются именно последним. Наш корпус ученых, работающих как в НИИ, так и в вузах, за последние годы стал мировым лидером в области написания статей в этой наукометрической гонке. Надо отметить, что к этому преподавателей и работников НИИ в какой-то мере принуждают сами издательства. Вот, например, требования журнала «Информационные технологии», помещенные на главной странице:
Статьи должны содержать анализ отечественных и зарубежных журнальных публикаций по соответствующей теме преимущественно за последние пять лет. Приветствуется библиография не менее 30 позиций, причем число ссылок на труды авторов статьи не должно превышать 20 процентов от общего числа.
В кандидатской диссертации со средним объемом 120–150 страниц библиография обычно содержит не более 120–150 позиций, в докторской диссертации на 250–400 страниц количество библиографических ссылок обычно не превышает 350 позиций, то есть соблюдается пропорция 1 ссылка на 10 страниц — 1/10. Но здесь мы видим пропорцию 1/3 (обычно статья в среднем содержит 10–12 страниц формата А4). Повышается ли от этого ценность статьи? Увы, не повышается. Таким образом, несмотря на огромное количество статей, качество их, мягко говоря, не улучшилось.
Так как же могут люди, которые не знают базовых определений в экономике, готовить хороших специалистов? Для нас, уважаемые читатели, это остается загадкой.
ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Когда мы говорили об экономическом чуде Японии, мы не озвучили еще один интересный момент.
Как известно, американская администрация после Второй мировой войны, перед тем как покинуть Японию, «подарила» ей камень на шею. Генерал Д. Макартур был инициатором принятия закона о пожизненном найме (в настоящее время официально отменен). Как вы знаете, это означает, что если предприятие берет к себе работника, то этот работник не может быть уволен, ни по инициативе администрации предприятия, ни по собственному желанию. Этот закон не был придуман самим Д. Макартуром, это ничто иное, как реанимация двух законодательных актов самих японцев от 1939 г. Американцы считали, что этот закон сможет затормозить развитие японской промышленности. Это они так считали, но не японские бизнесмены, которые из лимона сделали лимонад. Они просто решили, что любого человека можно переподготовить. И они включили переподготовку и повышение квалификации как одну из базовых составляющих в процесс производства. Повышение квалификации у рядового работника в среднем составляло до 20 % времени от срока его службы на предприятии. При этом если человек пришел на предприятие простым рабочим, то в процессе работы он часто закачивал не только среднюю школу, но и колледжи и даже высшие учебные заведения. Причем, с отрывом от производства. Простой рабочий с годами превращался не только в начальника участка, но и в инженера и даже топ-менеджера.
В пору СССР повышение квалификации имело место, и инженеры хотя бы один раз в своей профессиональной карьере отправлялись в разные города — на предприятия, в вузы, в научные лаборатории. Опрос производственников показал, что в настоящее время это не практикуется. Особенно в частных структурах.
Зато в последние 20–25 лет на рынке образовательных услуг, как во всем мире, так и в РФ, появилось достаточно много различных фирм, предлагающих курсы повышения квалификации. Иногда, и даже часто, среди них встречаются очень странные. Например, лет 15 тому назад было повальное увлечение так называемой теорией ограничений — ТОС (Theory of constraints), разработанной в 1980-х гг. израильским инженером Э. Голдраттом. Причем эта «теория», основы которой изложены в жанре беллетристики, базируется на двух китах — методе критического пути [7] и безграмотном ее понимании. Еще при жизни автора этой «теории» вышла серьезная и разгромная критика от специалиста в области управления проектами [8].
В пору СССР также встречалось нечто подобное. Достаточно вспомнить ТРИЗ [9]. Одному из авторов статьи удалось в течение двух недель, по 5 часов в день, прослушать курс этой «теории» от ее автора. Незабываемые впечатления. В известном словаре-справочнике по системному анализу [10] данная «теория» квалифицируется как эмпирический метод, «который не гарантирует получения хотя бы одного решения, не говоря уже о выборе эффективного».
Даже в психологии есть свои лидеры в данной области, Например, С. Грофф, который предложил базовые перинатальные матрицы, — когда сознание определяется на уровне эмбриона, а также метод холотропного дыхания, вызывающий галлюцинации и возможность более полного осознания мира. Причем этот метод, приводящий к удушью и отмиранию клеток головного мозга, был предложен им тогда, когда ему отказали в доступе к наркотику ЛСД, который он практиковал на себе и пациентах с целью единства с космосом и получения информации о прошлых жизнях. Думаю, что читателю этого достаточно, чтобы понять специфический дух новаторства.
И вот такого рода курсы предлагаются тем, кто хочет повысить свою квалификацию. Что можно сказать по этому поводу? В свое время известный польский писатель-сатирик, автор афоризмов С. Е. Лец сказал: «У каждого века есть свое средневековье».
ВЫВОДЫ
Таким образом, в результате анализа были выявлены основные проблемы подготовки инженерных кадров в настоящее время. Это не только низкая производительность труда и весьма невысокая величина номинального значения ВВП, но также необходимость в таком регулировании социумом, которое бы не приводило к эффекту последействия, а также снижающийся уровень профессиональной подготовки преподавательского состава вузов, в частности проблемы в повышения их квалификации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ульянов Н. Взять свое. — М. : Эксперт, № 6 (1062), 2018. — URL : https ://expert.ru/expert/2018/06/vzyat-svoe/
2. Цветов В. Я. Пятнадцатый камень сада Реандзи. — М. : Издательство политической литературы, 1991. — 414 с.
3. Линь Ифу. Демистификация китайской экономики. — М. : Шанс, 2017. — 455 с.
4. Китайская классическая поэзия. — СПб. : Северо-Запад-Пресс, 2003. — 584 с.
5. Вентцель Е. С. Исследование операций: задачи, принципы, методология.— 2-е изд., стер. — М. : Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988. — 208 с.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2‑е изд. Т. 23, с. 55. — М. : Издательство политической литературы, 1960. — 907 с.
7. Филлипс Д., Гарсиа-Диас А. Методы анализа сетей : пер. с англ. — М. : Мир, 1984. — 496 с.
8. Трич Дан. Почему метод критического пути под любым другим названием не становится лучше? К созданию целостного подхода к PERT/CPM. — М. : Управление проектами и программами, 2006.— № 01 (05). — С. 4‑22.
9. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач. 5-е изд. — М. : Альпина Паблишер, 2012. — 440 с. 10. Системный анализ и принятие решений. Словарь справочник/ под ред. В. Н. Волковой. — М. : Высшая школа, 2004. — 614 с.__